- Вышивка
-
ВЫ́ШИВКА — вид декор.-прикладного иск-ва; изображение выполняется при помощи иглы или вышивальной машины на разл. тканях, коже, войлоке и др. мат-ле льняными, хлопчато-бум., шелковыми, шерстяными, металлич. (золото, серебро) нитями. Мат-лом для В. могут быть волос, бисер, жемчуг и т. п. Разновидностью В. являются аппликации из тканей, одежды, предметов дом. обихода. В. бывает ручная и машинная. Может выполняться по счету нитей и тогда тесно связана со структурой ткани. В. бывает ажурная, строчная; ажурная В. включает мережки, белую строчку, цветную перевить, стяги и т. д.; тамбурная В., свободная гладь, белая гладь и т. д. Возникновение В. восходит к др. времени и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Разл. источники (археол., изобразит. иск-ва и т. д.) свидетельствуют о наличии В. в Вавилоне, Греции, Риме и т. д. Высоким иск-вом В. славился Китай, широко применялась В. в Индии. Исключит. роскошью отмечена В. Византии, в осн. предметов церк. назначения. В России известны золотошвейные узоры с изображением птиц, барсов, цветов и т. п. в 16—17 вв. В 18—19 вв. золотошвейные промыслы существовали в Твер. и Нижегор. губ. Высокое мастерство техники исполнения и разнообразие узоров отличало торжокские изделия (г. Торжок). Их использовали для оформления зол. В. парадных царских одежд. Строчевышивальные промыслы развиваются в 19 в. в Новг., Иванов., Твер., Ряз., Владимир. губ. Новгородская крестецкая белая строчка применяется на разл. изделиях из белого полотна, является белой ажурной В. Для крестецких вышитых изделий характерен геом. узор. Нижегор. строчевая В. сравнивается с штофом, кружевами, характеризуется особой прозрачностью и мягкостью. Отличит. особенность мастерской В. (Владимир. обл.) — белая и цветная гладь. Белая и цветная строчка со сложным узором на прозрачных тканях получила распространение в Иванов. обл. В Калуж. обл. (г. Таруса) развивается особый сквозной вид В. — цветная перевить. 2-я пол. 19 в. отмечена развитием В. в условиях фабричного произв-ва, что не всегда благоприятно сказывалось на продолжении традиций. Для 20 в. характерно совмещение использования ручной и фабричной В. В 70—80-х гг. на терр. России продолжают развиваться разные виды В.
Лит.: Богуславская И. Я. Рус. нар. вышивка. М., 1972; Рус. вышивка и кружево. М., 1985.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.